Ольга Юрьевна подробно остановилась на теоретико-методологическом обосновании изучаемой темы, выдвинув предположение о том, что онлайн-взаимодействие в современном интернет-образовании сопровождается рядом проблем, обусловленных субъективными и объективными факторами, осложняющими процесс онлайн-взаимодействия участников:
- объективные факторы – совпадение расписания занятий, неудобное расписание, отсутствие технической возможности участия на занятиях и получения онлайн-поддержки;
- субъективные факторы – неготовность к общению в режиме онлайн, страх, недостаточная эффективность проводимых онлайн-занятий, неоправданные ожидания.
Во второй части доклада О.Ю. Рыбичева представила результаты анкетного опроса обучающихся и экспертного опроса тьютора и кураторов обучающихся Интернет-школы НОЦ ВолНЦ РАН, проведенных в феврале-марте 2020 года. В ходе анализа полученных данных Ольга Юрьевна выявила следующие проблемы, проявляющиеся при организации онлайн-взаимодействия в Интернет-школе:
- склонность школьников отдавать предпочтение очному взаимодействию при совпадении расписания занятий (объективный фактор) и выборе между онлайн-занятиями и дополнительными очными занятиями;
- отсутствие технической возможности посещения онлайн-занятий ввиду неисправного оборудования, отсутствия его или доступа в Интернет (объективный фактор);
- избегание посещения онлайн-занятий на фоне наличия социальных и учебных страхов, неготовности к общению в режиме онлайн, отставания за темпом тьютора, наличия пробелов в знаниях и других причин (субъективные факторы).
Выступление прозвучало на заседании постоянно действующего научного семинара «Развитие интеллектуального потенциала региона» в рамках научной школы «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов» (руководитель – член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор В.А. Ильин).
Экспертом ст.н.с. к.э.н. А.И. Россошанским проведение семинара оценено на высоком уровне. Приглашенные на семинар рецензенты ст.н.с. к.ф.н. Е.С. Мироненко и м.н.с. А.Б. Кулакова отметили актуальность и содержательность выступления и предложили в дальнейшей работе над исследованием изучить опыт реализации онлайн-взаимодействия на других площадках интернет-образования, а также определить пути решения выявленных проблем. Активное участие в дискуссии приняли сотрудники ВолНЦ РАН ст.н.с. к.э.н. М.А. Головчин, ст.н.с. к.э.н. К.А. Устинова, ст.н.с. к.ф.н. Е.С. Мироненко, зав. аспирантурой А.С. Кельсина и инженер-исследователь Е.П. Рошко.